В ШКОЛЕ И ЗА ШКОЛЬНЫМ ПОРОГОМ

Школа начинается раньше того времени, когда мы переступаем порог в первый класс. Поэтому свой рассказ я начинаю с дошкольного периода. Это не будет противоречить общей канве повествования, так как будет включать воспоминания о матери - учительнице, завуче, а затем директоре СШ № 2, в которой я учился.

Наша семья приехала в город Здолбунов 23 февраля 1946 года, на основании разрешения на въезд в город семьи лейтенанта Граба И.С, выданного командиром в/ч п.п. 44339 майором Огурцовым.

Новым местом службы отца был батальон связи. Размещался он в здании, которое ныне занимает предприятие "Цемремонт". Командовал батальоном полковник Бобылев. Сын его в начале 50-х учился со мной в одном классе.

Переезд из Одессы, где не долго мы жили, запомнился теснотой и духотой в вагоне-теплушке.

Здолбунов встретил станцией без вокзала. Под откосом валялись разбитые вагоны и цистерны. Вниз, с насыпи, вели деревянные ступени, на которых у матери подвернулась нога и отвалился каблук туфель. Какой-то железнодорожник прибил его молотком с длинной ручкой.

В первое время мы ютились в маленькой тесной комнате. В неё нужно было ходить через кухню, в которой тоже обитала чья-то семья, и меня ругали за то, что я бегаю туда-сюда.

В июне 1946 года родилась сестра Ольга и нам дали однокомнатную квартиру в небольшом одноэтажном домике на улице Ленина, 36 (ныне улица Грушевского). Во второй половине дома, в такой же квартире, жил служащий военкомата, Винник Андрей, с женой и дочерью.

Отец имел дома боевую винтовку и револьвер "Наган", о котором говорил, что это надёжное оружие, а дядя Андрей - автомат ППШ с круглым диском и гранату "лимонку".

Иногда, по ночам, на улице возникала стрельба и дважды неизвестные лица пытались проникнуть в наш дом. Отец стрелял из револьвера в окно, но никого не убил, так как мать подбила ему руку. Потом она объяснила, что сделала это для того, чтобы нам не отомстили.

В оконном стекле со стороны комнаты пуля словно просверлила дырочку, а второе - разлетелось вдребезги и круглую дырочку в первом стекле все с интересом рассматривали.

Любимым занятием мальчишек в послевоенное время была игра в войну. В отличие от нынешних игрушек, оружие у нас было, хотя и неисправное, но настоящее. "На вооружении" мы имели миномёт, автоматы ППШ и "Шмайсеры", самопалы, гранаты-лимонки, немецкие тесаки и целый ящик патронов для ракетницы, который нашли у кого-то на чердаке. Не было недостатка в винтовочных и пистолетных патронах. Их мы бросали в костёр и, спрятавшись, слушали как они стреляют. Всё это перемежалось с обычными детскими играми, катанием с горы на санках и интересными рассказами наших заводил. Особенно запомнился о том, как мужчина, сидя у камина, прочёл проступивший на пергаменте текст о спрятанном пиратами кладе и как он этот клад отыскал. Позже я прочитал об этом в рассказе Эдгара По "Золотой жук". Вероятно отсюда пошло моё увлечение романтикой поиска.

А первым поэтом, которого полюбил, был Александр Пушкин. Тогда мне было лет шесть. Вечером я сидел с матерью и бабушкой у печки. Бабушка пекла в поддувале воздушную кукурузу и мы лакомились тёплыми хрустящими зёрнами. За окном стояла зима, а возле плитки было тепло и комната озарялась отблесками пламени.

Мать предложила: "Давай я почитаю тебе стихи". Она взяла томик Пушкина и начала читать:

... Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь...

Стихи идеально ложились на окружающую обстановку и Пушкин естественно и навсегда вошёл в мою жизнь.

Надо отдать должное умениюматери преподносить произведение литературы. Когда в школе я не воспринимал Маяковского, она раскрыла книгу его стихов и прочитала "Разговор пароходов на Одесском рейде". Читала она подражая гудкам пароходов:

"Кра-а-а-сная Абха-а-а-зия", Говори-и-и-т "Сове-е-е-тский Дагеста-а-а-н"! Я уста-а-ал оди-и-ин по морю ла-а-а-зать. Подойди-и-и сюда-а и ря-а-а-дом ста-а-а-нь...

Стихи сразу ожили и Маяковский открылся мне.

В пять лет меня отдали в детский сад. В его дворике, среди клумбы, стоял гипсовый памятник "мальчику Ленину". Воспитательница говорила, что он рос послушным и надо брать с него пример. Не знаю, как воспринимали "мальчика Ленина" другие дети, но во мне симпатии он не вызывал. Я и мои сверстники целое лето бегали босиком в трусах и майках и были стрижены под нуль, а "мальчик Ленин" - обут в добротные ботинки, одет в брюки-гольф, рубашку с поясом и причёсан, как девочка. Словом, совсем на нас не походил и выглядел чужим.

В детском саду я тосковал от отсутствия воли, от всего искусственного, не настоящего, от игрушечных лопаток, которыми невозможно копать и тому подобного. При каждом удобном случае удирал на свободу. Гоняться за мной воспитательницам надоело и родители вынуждены были освободить меня из ненавистного мне плена.

После этого мать иногда брала меня в школу и, пока она проводила урок, я ждал её в учительской. Раза два-три в период таких ожиданий какая-то учительница, подводила к настенному календарю с портретами вождей и вкрадчивым голосом спрашивала: "Вася, ты знаешь Сталина? Ану, покажи, где он?". Я показывал и выслушивал похвалу, но она не радовала меня: с портретов календаря смотрели злые, неприятные лица. Особенно отталкивающим было у того, что в очках.

Когда Сталин умер, я учился в третьем классе. К этому времени я уже знал, что наша страна непобедима и, в первую очередь, потому, что ею руководит мудрый вождь. У окружавших меня людей его смерть вызвала вопросы: как мы сможем жить без него и победим ли, если на нас нападёт враг? Почему-то со смертью Сталина связывали возможную войну.

По случаю смерти вождя у его памятника возле цемзавода устроили траурный митинг. Вместе с товарищем я тоже ходил туда. Видел каких-то ораторов в тёмном. Их слушала серая толпа. Все сплошь в фуфайках и кирзовых сапогах. Слушали без сожаления, угрюмо. В конце митинга протяжно завыли гудки завода и паровозов и толпа разошлась.

После этого прошло несколько дней и ничего невероятного не случилось; так же вставало и заходило солнце и так же, как и прежде, жил и работал город.

И тогда появилась мысль: значит можно жить и без Сталина? И если всё идёт своим чредом, то в чём заключалась его мудрость и заслуги? Выходит, что он и не нужен был?

Ещё через некоторое время отец рассказал содержание закрытого доклада Хрущёва на съезде коммунистов и стали снимать с пьедесталов памятники Сталину и на подводах свозить и сваливать во дворе городской электростанции. Они лежали, уткнувшись лицом в белую стену здания. Лежали год, два... и, проходя мимо них в школу, я смотрел на поверженных идолов и сложные чувства возникали в моей душе. В свалке было что-то ненормальное и я задавал себе вопрос: зачем так долго хранят здесь эти памятники? По моему, их давно уже можно было закопать или разбить, но видимо, сделать это не решались. А однажды, собирая в загородном, Здолбицком, лесу грибы, я нашёл отбитую от памятника, блестевшую серебрянкой, голову Сталина. Лицо её было побито, словно оспой. Видно кто-то влепил в неё заряд дроби. В тяжёлой бетонной голове, лежащей на осенних листьях, было что-то трагическое и жутковатое. Казалось, она ещё жива, чутко прислушивается к шороху леса и краем глаза следит за мной.

В пятом классе я начал вести дневник. Записи в нём отражают жизнь школы и нашего класса.

Из записей явствует, что жили мы активной, разносторонней жизнью. Взять хотя бы период сентября-октября 1954 года.

За это время мы несколько раз выезжали в колхоз помогать крестьянам убирать урожай картофеля; участвовали в тематических вечерах, посвященных Николаю Островскому, Михаилу Лермонтову, жизни школьников союзных республик; совершили кульпоходы на просмотр кинокартины "Земля", по повести Ольги Кобылянской, и в Здолбицкую МТС; создали живой уголок; оформили альбом "Твои любимые писатели", фотомонтаж, выпустили стенгазету; на совете отряда рассмотрели работу пионерских звеньев; поставили спектакль; в рамках "Недели сада" высадили деревья на улице Горького, Полярной и Лермонтова, при этом под одним из клёнов закопали бутылку с запиской: "Это дерево 3 октября 1954 года посадили Гена Матвеев, Коля Корниенко и Вася Граб"; провели озеленение территории школы и учитель ботаники закрепил за каждым школьником деревья, которые необходимо поливать в период летних каникул. Перед тем, как разбить клумбу, среди учеников провели конкурс на лучшую её форму. Обо всём об этом, со звеньевой 1 -го звена Люсей Грециной, мы старательно записали в дневнике отряда. Как видно, скучать нам было некогда.

В 1957 году в школьную программу ввели новый предмет - ручной труд, построили мастерскую. Она состояла из двух цехов: слесарного и столярного. Кроме верстаков в мастерской имелось два токарных станка: по металлу и по дереву. Я увлёкся точением по дереву. Ручной труд вёл Василий Николаевич Кордзиевский. Мастер на все руки. Казалось, не было вещи, которую он не смог бы изготовить. С ним я точил ножки в стиле ампир и барокко к столикам, делал амальгаму и заливал зеркала, ремонтировал полуторатонный автомобиль, который передал школе цемзавод. Шефскую помощь школе оказывало также предприятие "Цемремонт". Слесарную практику мы проходили в мастерской локомотивного депо.

Учили нас увлечённые своей работой люди. Прекрасно преподавала украинский язык и литературу Галина Александровна Дмитрук, родом из села Старомыльск. Она не скрывала свою влюблённость в украинскую природу и литературу. На уроках ставила проблемные вопросы. До сей поры помню один из них, заданный всему четвёртому классу: "Чому поет назвав український народ прологом?

- ".. .Я є народ, пролог, не епілог! "

Сергей Матвеевич Кухарев, кроме преподавания физики и геометрии вёл кружок технического творчества. Вместе с ним мы рассчитали обмотку трансформатора и изготовили его. Он получил хорошую оценку на областной выставке работ школьников.

Ботанику и зоологию в 1954-1955гг. вёл молодой учитель Иосиф Григорьевич Штивельман. На его уроках мы совершали интересные экскурсии в природу, во время которых он рассказывал нам о деревьях и травах. Вероятно он пользовался методом Сухомлинского и он давал положительный результат.

В девятом и десятом классах физиком у нас был Н.Д. Головатюк. Свой предмет он излагал так чётко и ясно, что прослушав его на уроке, читать учебник не было нужды.

Алгебру преподавал заслуженный учитель В.Н. Безюк. На уроках он находил время затронуть вопросы нашей жизни. Особенно запомнилось его мнение о нашей встрече с директором детской колонии Калабалиным, бывшим воспитанником М.С. Макаренко. Суждение учителя помогло мне лучше разбираться в людях.

С классным руководителем, учительницей астрономии Т.Н. Павловой, мы совершили ряд экскурсий на предприятия Ровно, в живописный Кременец, богатый историческими памятниками Львов, где познакомились со многими достопримечательностями, музеями, побывали на могиле Ивана Франко.

Мастерами своего дела являлись и другие учителя. Они развивали в нас любознательность, любовь к поиску истины, инициативу, самостоятельность. Например, организацию одного из новогодних вечеров всецело доверили старшеклассникам и он оказался самым весёлым из всех, которые я помню.

Лишь один учитель оставил во мне неприятное воспоминание. Родом из близлежащего к Здолбунову села, он не долгое время преподавал нам рисование. Однажды дал домашнее задание: изобразить какую-нибудь композицию по своему усмотрению. Тогда моим кумиром был Тарас Бульба и я нарисовал козацкие тулумбасы, пушки, знамёна. Зашёл мой товарищ, увидел рисунок и предложил добавить лозунг: "За честь и славу Украины!". Лозунг импонировал и я добавил его к рисунку.

В школе учитель собрал альбомы и унёс с собой "для проставления оценок". А дома меня встретили взволнованные родители. Оказывается, отца вызвал зав. отделом пропаганды и агитации райкома КПУ, показал альбом и сказал, что мой рисунок националистический.

Ни мне, ни моему товарищу за "проявление украинского национализма" ничего не было, а поведение учителя нас озадачило: рисунок он мог показать моей матери, ведь они были коллегами. Какими мотивами он руководствовался, осталось загадкой.

После этого случая, встречая учителя рисования на улице, я не здоровался с ним, а он со скрытой усмешкой поглядывал на меня. К счастью, такие люди не приживаются в учительских коллективах, и вскоре этот "добродеятель" из школы и из города исчез.

Инцидент с рисунком встряхнул, заставил задуматься над некоторыми идеологическими вопросами. То есть, пошёл на пользу.

После выпускных экзаменов мы подарили школьной библиотеке книги. Каждый старался подобрать из числа понравившихся. Для этого случая я выбрал книгу Виктора Гюго "Труженники моря". А рассвет новой, ожидавшей нас жизни, мы вместе с классным руководителем встретили на горе за кирпичным заводом, откуда открывался чудесный вид на утопающий в зелени город, окаймлённый цепью широких прудов.

Судьба нашего, 1960 года, выпуска сложилась в целом удачно. Почти все (а было нас 16 человек) окончили ВУЗы, довольно точно, по призванию, выбрав свои профессии. Треть стали инженерами, двое - врачами, по одному ушли в педагогику, юриспруденцию, экономику, переводчики. Матвеев Геннадий стал известным учёным, доктором исторических наук, профессором Московского Университета им. М.В. Ломоносова. Среди его трудов большой популярностью пользуется книга "Пилсудский", выпущенная в серии ЖЗЛ в 2008 году.

А теперь пора подробней рассказать о матери, которая отдала значительную часть своей жизни нашей школе и около тридцати лет являлась не только формальным, но и неформальным её лидером.

Прасковья Иосифовна Граб родилась на Дону 8 ноября 1919 года в украинской крестьянской семье. Отец её, Иосиф Ус, погиб в гражданскую войну, когда ей было два года. Несмотря на то, что пережила голод, росла она крепкой девочкой. Способствовала этому прекрасная природа Донского Белогорья. Весёлая и жизнерадостная, Прасковья была любимицей матери, бабушки, учителей и подруг. Предметы ей давались легко и уроками она себя не утруждала. В шестом классе запустила русский язык и получила переэкзаменовку на осень. Занимаясь этим предметом, увлеклась им, да так, что экзамен сдала на "отлично" и выбрала преподавание русского языка и литературы своей профессией. После семилетки поступила в Павловское педучилище, по окончании которого с 1937 по июль 1942 года работала учительницей в школе села Верхний Карабут и заочно училась в Воронежском учительском институте. Окончила его в 1941 году.

 
         Потом была война, эвакуация, возвращение, работа директором школы в родном селе Басовке, переезд по месту службы мужа в Одессу, а затем - в Здолбунов. Здесь в октябре 1946 назначена в СШ № 1 учительницей 1-4 классов, а с сентября 1947 года переведена в семилетнюю школу № 2 на должность учительницы русского языка и литературного чтения. В 1949-м стала завучем, а с июля 1954г. - директором. Заочно закончила Ровенский педагогический институт.

Благодаря её стараниям здание школы достроили. Школа стала десятилеткой. Ученики перешли на занятия в одну смену.

В 1968 году мать удостоена звания заслуженного учителя школы Украинской ССР.

Она выпустила массу учеников, подготовила не одного учителя, некоторые из них стали заслуженными. Учиться у неё педагогическому мастерству приезжали педагоги из разных школ области. Она давала открытые уроки. Её, тщательно разработанные, поурочные планы, составлявшие объёмный конспект, приводили в восторг инспектора облоно. Журнал "Радянська школа" предлагал написать серию статей, но это её не прельстило. Она отдавалась живой практической работе, искусству непосредственного педагогического творчества.

С восьмого класса и до выпуска из школы преподавала и в нашем классе.

Уроки её не походили на уроки других учителей. Её труда не было видно. Она преподавала так, словно пришла поделиться с товарищами интересными событиями и фактами. Тон беседы ровный. Она будто бы не заботилась о том, слушают её или нет, а рассказывала для тех, кому интересно, кому - нет, так пусть, вроде бы, и не слушают.

Меня задевало то, что на её уроках было более шумно, чем у других учителей и я как-то сказал ей об этом. Она заметила, что не нужно сковывать людей; ничего, если ученики переговариваются по поводу предмета - это рабочая обстановка.

Я не любил учить правила и однажды, вызванный матерью к доске, получил двойку. Это поразило в классе всех, а я чувствовал себя в дурацком положении.

Мать никогда не предупреждала меня заранее, вызовет на уроке или нет. Меня учила быть, как все и ничем не показывать, что я сын директора. По окончании школы напутствовала: "Будь с рабочим классом". Подчёркивала нравственное здоровье рабочей среды, но в тоже время, не умаляла роль интеллигенции, цитируя М. Горького, отмечала, что "интеллигенция - это ломовая лошадь истории". Всю себя отдавала школе, общественной работе. Эти заботы находились у неё на первом месте. У неё начисто отсутствовала тяга к мещанскому благополучию, домашнему уюту. Его она так и не научилась создавать.

Главным у неё было то, что она никогда не подавляла свободу и индивидуальность. Всегда любила, так называемых, хулиганов, а они её. Она подмечала в них положительные качества, подчёркивала их и использовала в общественной работе. Никого не оставляла на второй год, всех вытягивала до выпуска. Позже многие из них, как передовики производства украшали городскую доску почёта. Один из таких "хулиганов", Рагулин, привёз матери из дальнего плавания китовый ус и большой зуб кашалота. Он окончил Одесское мореходное училище, затем академию и совершил на подлодке переход из Чёрного моря в Ледовитый океан.


 


Два "хулигана", Витя и Женя Клименко, стали полковниками. Приезжая в Здолбунов, всегда проведывали Прасковью Иосифовну и называли "второй мамой".

Она учила меня, что коллектив тем более богат, чем больше в нём разнообразных людей. "Это как радуга" - говорила она. И добавляла, что "каждый коллектив должен иметь своё лицо, чем-то гордиться. Это сплачивает и это надо культивировать".

В памяти моей иногда всплывает один эпизод. В пору моей учёбы в Харькове она приехала проведать меня. Жил я тогда на Журавлёвке, в районе частных рабочих домиков и грунтовых улочек, заросших спорышом.

Мы пошли с матерью в магазин покупать вино, популярную тогда болгарскую Тымзу". Как раз прошёл летний дождь, залил лужами улицу и расквасил землю. Мать сняла босоножки и весело шлёпала босыми ногами по лужам, о чём-то увлечённо рассказывая, и, радуясь встрече с сыном, тёплому летнему дождику, проглянувшему солнцу и возможности пройтись по земле босиком.

На долю матери выпало много трудных дорог, но она была счастлива -любила и любили её. Она родила и воспитала четверых детей. Росли мы в труде. Старшие заботились о младших. В семье пользовались украинской речью. Семейные праздники никогда не обходились без любимых народных песен.

Ушла она от нас, без малого, в 84 года. Покоится рядом с нашим отцом. На памятнике из розового гранита выбито: "Граб Парасковія Йосипівна 8.11.1919 -30.10.2003. Заслужений вчитель України".

Добавлю ещё, что учила она неназойливо. Как-то я пожаловался на скуку какого-то предмета. Она сказала, что в каждой работе, как говорил Бажов, надо найти живинку, тогда любое дело станет интересным.

В годы перестройки подвергли уничтожающей критике метод социалистического реализма. Мать объясняла этот метод так: необходимо в явлении подметить положительные тенденции и поддержать их средствами литературы. Как видно, из официально принятого определения она убрала принцип партийности. Возможно адаптировала к уровню подготовки учеников. Мне её трактовка по душе и сейчас. Я назвал бы это методом оптимистического реализма.

Это был метод её жизни, метод работы учителей нашей школы.

 

Приложение и выдержки из дневника Васи Граба

Начал вести дневник. Записи в нём отражают жизнь нашей школы осенью 1954 года.

24 сентября.

Все эти дни мы готовились к сбору "Советский школьник". Мы хотим сделать большой фотоальбом, фотомонтаж и выпустить стенгазету. Альбом будет называться "Твои любимые писатели".

26 сентября

Сегодня воскресенье. Я с утра поехал в поле убирать картошку. В обед пошёл в кино "15-ти летний капитан"

29  сентября

Сегодня был вечер посвященный Николаю Островскому. На этом вечере читали стихи, пели и танцевали. Вечер всем понравился.

30  сентября

Сегодня остался совет отряда. Остались звеньевые. Каждому звену поручили работу по звеньям. Мне со звеньевой 1-го звена Люсей Грициной поручили оформить дневник отряда.

1 октября

Сегодня был сбор дружины. На сборе говорили о работе отрядов и звеньев. Я выносил знамя дружины. Это я первый раз нёс знамя дружины и очень волновался.

6 октября

Все эти дни наша пионерская дружина школы 2 ходила на поле помогать колхозу убирать картошку. Пионеры вернулись домой усталые, но довольные, что убрали свой участок в 3 га и перевыполнили план.

16 октября

Сегодня в школе вечер посвященный 140 летию Лермонтова. После вечера было родительское собрание, на котором присутствовали и ученики. Сначала говорили о поведении учеников и их успеваемости. Меня критиковала Алексеева Нэля. Я думаю, что она поступила правильно.

23 октября

Учитель сказал: "Давайте, ребята, сделаем живой уголок". Предложение понравилось. Первым в живой уголок принёс мышу Дима Куйбат, но ещё не

 

было клетки и мыша убежала. Кто-то принёс черепаху. Принесли две

полевые мыши и крысу. Потом нашли аквариум и пустили рыбок. Поймали

сову и воробья.

Черепаха удрала. Крыса съела мышу и сдохла. Другие животные живут

хорошо.

30 октября

Сегодня была у нас "Неделя сада". В питомнике мы взяли сажанцы. Я посадил клён. Посмотрю, какой он вырастает.

4 ноября

Сегодня с Сашей Костюковым мы сделали кинопроэктор для диасрильмов, но Миша потерял увеличительное стекло и поэтому мы не смогли пускать кино.

6 ноября

В школе был вечер посвященный 37-и летию Великой октябрьской революции. Я выступал в пьесе "Прикрепилась". Вечер прошёл хорошо. Завтра будет праздник 7ноября.

18 ноября

Наш класс ходил в кино "Знамя". Всем оно очень понравилось. После уроков ходили в село Здолбицу, в МТС. Видели сельскохозяйственные машины. На обратном пути сыпал первый снег и похрустывал под ногами. Мы перебрасывались снежками. Мальчики старались попасть в девочек, а они убегали под защиту Иосисра Григорьевича. Всем было весело.

25 октября

Сегодня после уроков был сбор отряда на тему "Советский школьник". Мы рассказывали о том, как живут школьники Чукотки, Украины и других республик нашей страны, а также о детях зарубежных стран. Сбор всем очень понравился.

   

Упомянутый в очерке Калабалин – это воспитанник и последователь А.С. Макаренко, выведенный в его «Педагогический   » под фамилией Карабанова.

 

В 1959 г. Калабалин  Семён Афанасьевич (1903, с.Сулимовка Полтавской обл - 1972) приезжал в Здолбунов и в ДК Цементников выступил с воспоминаниями о Макаренко А.С. и о своей работе директором детской колонии. Руководил детдомами в гг. Харькове, Ленинграде, Одессе, Виннице, Москве. В 1941 забрасыввался в тыл немецко-фашистких войск. Прошёл обучение в Варшавской разведшколе Абвера, добыл важные сведения. За выполнение задания и проявленные притом инициативу и находчивость награждён в 1943 году  Орденом Отечественной войны 2-ой степени. После войны проживал в гюСолнечногорске Московской области и работал директором детского дома «2 для испанских детей.

 

                                                                                                                                                                                                                                      В.Граб

3.10.1990

інформаційна підтримка

Календар  події  2010  року

Просимо зголоситись на участь у святкуванні завчасно.

Це допоможе нам
з організацією свята.

До мети разом

Залиште свої координати
Реєстрація на сайті
Гостьова книга
Останнє оновлення  
   17.06.2010
Автор: Петриченко Вадим | All rights reserved